- Автор: Fiona Baker
Вредна ли домашняя работа для детей?
Эксперты задумались над тем, должно ли проклятье школьников — домашняя работа — стать историей.
У Аниты и Джона умный ребенок, который, пару раз в год, приносит домой отчет об успеваемости, который радует глаз во всех областях, кроме одной — домашней работы. С любым предметом она справляется «хорошо» и «отлично» — тогда как домашняя работа выполняется редко и нуждается в доработке, говорит Анита. Это пятно в ее отчете — следствие моего воспитания, поскольку я не делаю упор на официальную домашнюю работу, поскольку у нас просто нет времени.
Анита и Джон работают полный рабочий день, у них трое детей с обычной активной жизнью, которая включает плавание, балет и изучение инструментов.
Домашняя работа, о которой говорит Анита, как правило в форме скучного старого листка с упражнениями, не является приоритетом в их семье. Фактически, это отравляет жизнь нашей семьи.
Призывы к реформе
В то время как все плюсы и минусы домашней работы утверждались, исследовались и обсуждались в течение многих десятилетий, ее положение в принципах образовательной политики во всем мире остается прочным. Большинству детей в основной и почти всем детям в средней школе в Австралии задается регулярное домашнее задание.
Но это не является достаточной причиной вслепую принять домашнюю работу как часть школьной жизни, говорит адъюнкт-профессор Ричард Уокер, соавтор книги, которая должна выйти в этом году, о необходимости реформы домашней работы в Австралии. Он полагает, что домашняя работа в скучной форме для большинства учащихся приносит мало пользы.
За исключением учащихся 11 и 12 лет, есть определенные доказательства, что домашняя работа не приносит никакой пользы, когда речь идет о повышении успеваемости. Но и среди старшеклассников она полезна лишь приблизительно для 45 процентов. У детей начальной школы домашнее задание не улучшает успеваемости вообще, — говорит он.
А тот аргумент, что она помогает детям развить независимые и самостоятельные методы изучения? Да, это верно, говорит Уокер, но лишь при условии, что родители или кто-то там еще помогают и поддерживают ребенка.
С этой целью он рекомендует, если домашняя работа останется неотъемлемой частью образовательной политики, то центры домашней работы или онлайн-поддержка в сети должны быть доступны детям.
Навыкам саморегуляции нужно учиться — дети не рождаются с ними — так что же происходит, когда родителей нет рядом, чтобы обеспечить эту помощь? Без чьей-либо поддержки выполнение домашней работы принесет мало пользы ребенку, — говорит он.
Он добавляет, что нет никакой связи между количеством времени, затрачиваемым на домашнюю работу каждый вечер, и результатами учебной деятельности.
В чем смысл домашней работы?
Сторонники домашней работы полагают, что она обладает многими преимуществами, включая помощь ученикам в более внимательном изучении, закреплении и усвоении того, что преподавалось в течение учебного дня, а также обучение детей организованности и самостоятельности.
Специалист по воспитанию из Западной Австралии Клэр Итон говорит, что, поскольку домашняя работа остается неизменной частью образования в Австралии, родители могли бы узнать способы, благодаря которым это будет работать на благо их детей и жизнь семьи в целом.
Проблемы возникают во многих семьях из-за отсутствия системы выполнения домашней работы, — говорит Уокер. Она добавляет, что детям нужно помочь создать образец того, когда и где выполнять свою домашнюю работу, которая должна быть вписана в семейный распорядок. Например, в моей семье выполнение домашней работы принесет больше пользы, если это будет сделано утром перед школой.
Итон добавляет, что установление хороших привычек исследования в самом начале поможет предотвратить напряженность и прения, случающиеся позже, когда домашняя работа будет неизбежным фактом жизни.
Но если домашняя работа не приносит пользы детям, и Уокер и Итон призывают родителей поговорить с учителями своих детей.
То, что из выполнения домашней работы не извлекается вообще никакой пользы, может также зависеть от качества того, что задается, — говорит Уокер.
Интересные, хорошо продуманные задания могут мотивировать и вдохновить детей учиться и получать радость от их выполнения. Но слишком часто дети получают скучную «тренировку и практику», повторяющиеся задания, которые не мотивируют, а навевают скуку и могут отрицательно сказаться на всем обучении.
У вас терпимое отношение к домашней работе?
В 2008 американский опрос показал: 43 процента родителей признались, что делали домашнюю работу за своих детей, по крайней мере, однажды. Самое терпимое отношение было у пап, почти половина которых честно призналась в некоторой подделке домашней работы.